Поиск по этому блогу

вторник, 23 мая 2017 г.

"Кое что об Общей Семантике"/ЧАСТЬ 1 Введение в Общую Семантику



ЧАСТЬ 1 Введение в Общую Семантику

Общая семантика изучает процессы того, как мы
Воспринимаем, Строим, Оцениваем и Реагируем
на наш жизненный опыт. Наше языковое поведение представляет один из аспектов этих реакций.
Что если бы мы могли обобщить “наилучшие практики”, которым мы можем научиться по поведению наиболее эффективных:

  • врачей, когда они диагностируют пациентов?
  • адвокатов, когда они проводят перекрёстный допрос, чтобы раскрыть факты?
  • учёных, когда они проводят эксперименты в лабораториях?
  • следователей полиции, когда они собирают свидетельства на месте преступления?
  • инженеров, когда им приходится вырабатывать решения к новым проблемам?
  • журналистов, когда они сообщают о произошедшем?
  • художников, писателей и композиторов, когда они выражают себя творчески?

1. Мы бы улучшили понимание и осознанность роли, которую играют язык и символы в нашем вербальном и невербальном поведении.

2. Мы бы ограничили нежелательное поведение, к которому бываем склонны:

a) поспешные выводы,
b) нереалистичные ожидания,
c) неосознанность скрытых предположений и предпосылок, под влиянием которых мы совершаем поступки,
d) чрезмерно широкие обобщения и вера в стереотипы,
e) принятие наших умозаключений, мнений и верований как факты или истины,
f) нежелание или неспособность принимать перемены,
g) языковые привычки, которые продолжают жить ещё со времён средневековья,
h) реагирование на ярлыки и категории, нежели на конкретных индивидуумов и события,
i) чувство мученика, когда кто-то задевает наши чувствительные места и учит тому, чего нам хотеть.

3. Мы были бы более склонны проявлять продуктивное поведение, такое как:

a) мышление-чувство-действие здесь-и-сейчас, от-момента-к-моменту повседневной жизни, нежели переживание прошлого или страха будущего,
b) признание индивидуальности и многообразия,
c) более осознанные, критические и продуктивные мышление, разговор и внимание,
d) более эффективное решение проблем, разрешение конфликтов и поддержание отношений,
e) интегрирование, развитие и распространение знаний; т.е. время-связывание.

Общая семантика, сформулированная Альфредом Коржибски в его книге Science and Sanity: An Introduction to Non-Aristitelian Systems (Наука и Здравомыслие: Введение в Не-Аристотелевы Системы), основана на положениях, которые включают:

  • Мы живём в постоянно-меняющемся, процессо-ориентированном мире, большую часть которого мы неспособны непосредственно наблюдать или испытывать.
  • То, что мы всё же испытываем, таким образом, это лишь неполная часть; мы абстрагируем лишь малую долю того, что есть  и того, что мы не воспринимаем и абстрагируем всегда больше.
  • Разные люди абстрагируют по-разному из собственных индивидуальных опытов и событий, основываясь на предыдущем жизненном опыте, способностях, интересах, предубеждениях, и т.д.
  • По мере того, как мы больше осознаём этот процесс абстрагирования, мы учимся терпимости и принятию наших и чужих ограничений и потенциальных возможностей.
  • Мы распознаём различия между нашим миром чувственных восприятий (или невербальным миром), в котором мы чувствуем и испытываем, и нашим миром вербального, в котором мы пользуемся символами и языком, чтобы говорить о наших опытах и придавать им значения.
  • Мы стремимся к тому, чтобы наш язык отражал то, что мы коллективно понимаем и знаем о нашем общем мире.
  • Научный подход предоставляет базис для оценивания и изменения наших отношений, поведения и убеждений, и включает: 1) наблюдения 2) предположения 3) проверки 4) пересмотры (затем это повторяется).
  • Для нас важно искать схожести среди различий и различия среди видимых схожестей.

Если применять эти принципы с чёткими намерениями, потенциальные последствия могут включать:

  • Более эффективное, разборчивое общение с другими людьми и с самими собой.
  • Более адекватные реакции и адаптации к неизбежным “неожиданностям жизни” в ваших мирах.
  • Более сдержанный, вдумчивый, открытый, ориентированный-на-факты взгляд, менее склонный к предрассудкам, стереотипам и догматическим обобщениям.
  • Более высокая степень осознанности от-момента-к-моменту собственных точек зрения и точек зрения других людей.

Почему язык важен

С помощью языка мы можем...
но также мы можем...
  • говорить, писать, читать и слушать
  • думать и выражать наши чувства
  • анализировать и решать проблемы
  • устанавливать правила, законы, политику, процедуры, стандарты, и т.д.
  • достигать компромиссов, соглашений, урегулирований, решений, и т.д.
  • понимать, быть понятым, делиться пониманием с другими
  • мечтать, воображать, раздумывать, создавать образы, инновации, и т.д.
  •  дезинформировать, направлять по ложным путям, недопонимать
  • отрицать, подавлять, запрещать, ограничивать то, что делают и говорят другие
  • править, диктовать, запугивать, внушать, отчуждать
  • обобщать, категоризовать, создавать стереотипы, ярлыки
  • лгать, мошенничать, играть словами, клеветать, судить
  • поддерживать мифы, предрассудки, вражду, атавистические традиции
  • порождать и поддерживать страх, тревогу, сожаления, вину, зависть, паранойю, подозрения, ненависть.

Язык играет значительную роль в человеческих делах. Он служит
средством сотрудничества и оружием конфликта. С его помощью, человек может
решать проблемы, возводить громоздящиеся башни науки и поэзии
 и заговаривать себя до безумия и общественных смятений.
Ирвин Дж. Ли

Комментариев нет:

Отправить комментарий