Поиск по этому блогу

вторник, 23 мая 2017 г.

"Кое что об Общей Семантике"/Часть 1 Введение в Общую Семантику/Структурированная система формулировок



Структурированная система формулировок

 

ВРЕМЯ-СВЯЗЫВАНИЕ

Благодаря нашему использованию языков и символьных систем, таких как музыка, математика, искусство, и т.д., мы можем способствовать обучению между людьми и между поколениями людей, что в свою очередь способствует постоянному прогрессу человечества.

Например, открытия Альберта Эйнштейна были бы не возможны без открытий Исаака Ньютона. Сам Ньютон писал: «Если я видел дальше других, то потому, что стоял на плечах гигантов».

Однако таким же образом мы можем использовать такие символьные системы, чтобы способствовать сохранению атавистической вражды, мифов, предрассудков, и т.д., которые приводят к конфликтам, страданиям и смерти.

Вопрос, которым интересуется общая семантика в этой области, звучит так:
Какова причина разницы между нашей способностью прогрессировать технологически и неспособностью прогрессировать социально?

• До сих пор, только человек показал способность создавать что-либо, опираясь на знания предыдущих поколений. Альфред Коржибски называл эту способность время-связыванием. Мы ‘связываем время’, когда используем язык для того, чтобы организовывать и передавать знания одного поколения другому, или в пределах одного поколения.

• Язык служит основным инструментом время-связывания.

• Время-связывание служит основой для этических норм, по которым оценивается человеческое поведение. В общей семантике нас интересует, до какой степени действия и поступки способствуют или препятствуют время-связыванию.

• Осознание роли время-связывания в нашем наследии опровергает наше представление о том, что можно добиться всего без помощи других, и вдохновляет нас на связывание времени для будущих поколений.

НАУЧНЫЙ ПОДХОД (научное ориентирование, научное отношение, научный метод)

Методы науки, появившиеся благодаря четырём векам развития медицины, инженерии, физики, и т.д., которые мы можем применять в повседневной жизни. Мы собираем информацию из нашего повседневного опыта, на основе которой формируем мнения и убеждения, затем мы собираем больше информации, формируем больше мнений и убеждений, и т.д.

В этой области, с точки зрения общей семантики, нас интересует:

Поддерживает ли информация, собранная из нашего опыта, наши мнения и убеждения?

Меняем ли мы эти мнения и убеждения, когда смотрим на факты?

Применяем ли мы ‘знания’ о себе и мире вокруг в повседневной жизни?

• Наиболее наглядно наша время-связующая способность проявляется, когда мы применяем научный подход, метод или отношение в нашей оценке и суждениях.

• Научный подход подразумевает процесс проверки предположений и убеждений, сбора максимального количества фактов и данных, пересмотра предположений и убеждений в соответствии с фактами, и воздержания от поспешных выводов и суждений.

• Скрытые, или не высказанные предположения в определённой степени влияют на наши поступки; поэтому нам стоит направить усилия на то, чтобы лучше осознавать эти предположения.

• Мы живём в процессо-ориентированной вселенной, в которой всё постоянно меняется. Мы можем не замечать этих перемен, если они происходят на микроскопических или даже субмикроскопических уровнях.

• Нам стоит помнить о том, что происходит намного больше, чем мы можем чувствовать или испытывать.

Даже если проверка подтверждает гипотезу, стоит продолжать проводить наблюдения, собирать данные и проверять, сохраняет ли гипотеза свою обоснованность.

Одна проверка стоит тысячи экспертных мнений.
Аноним

АБСТРАГИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА

Наш повседневный опыт – это частичные и неполные абстракции всего, что мы могли бы видеть, слышать, трогать, различать на вкус и обонять. Поэтому к мнениям и убеждениям (или оценкам), которые мы извлекаем из этого опыта, стоит относиться с осторожностью, неопределённостью и помнить о том, что это только наш опыт.

• У человеческих чувств восприятия есть ограничения. Учитывая эти ограничения, мы никогда не можем испытывать буквально ‘всего’, что ‘есть’.




• Наше знание о том, ‘что происходит’ за пределами нашего тела – это не то, что происходит; наше знание своего опыта – это не немой неврологический опыт первого порядка.

• Учитывая нашу постоянно меняющуюся среду (которая включает нас самих, и наше знание о нас самих), мы никогда не воспринимаем ‘одинакового’ события, ситуации, человека, ‘вещи’, опыта, и т.д., более одного раза.

• В том аспекте, что наши реакции на все формы стимулов – автоматические или обусловленные чем-либо, мы схожи с животными, такими как собака Павлова. В том аспекте, что наши реакции – более контролируемы, задержанные и зависимы от определённой ситуации, мы проявляем наши уникальные человеческие способности.

• Каждый из нас испытывает что-либо уникальным образом, в зависимости от наших индивидуальных способностей к восприятию, которые включают наш прошлый опыт и ожидания. Нам стоит помнить о том, что мы наблюдаем лишь со своей позиции, когда мы оцениваем собственные или чьи-либо ещё поступки.

Мы видим мир таким, каковы ‘мы’, а не таким каков ‘он’;
ведь мы можем смотреть лишь через собственные глаза.
Анаис Нин

Мы видим то, что видим, потому что упускаем более тонкие детали.
Альфред Коржибски

ВЕРБАЛЬНАЯ ОСОЗНАННОСТЬ

Язык служит основным инструментом время-связывания для развития и прогресса в обществах и культурах, а также даёт возможность индивидуумам приспосабливаться, адаптироваться и преуспевать во всё более хаотической вербальной среде. Большей частью, мы не знаем о влияниях нашей вербальной среды на то, как мы реагируем на наш повседневный опыт.

Общая семантика рассматривает такие вопросы как:

Насколько часто мы реагируем на слова, ярлыки, символы и знаки так, будто они являются ‘реальными’ вещами, которые они обозначают?

Мы используем язык, или язык использует нас?

Кто руководит нашими символами?

• Мы можем рассматривать язык как уникальную способность, которая позволяет человеку связывать время, или накапливать знания из поколения в поколение, а также в пределах отдельных поколений.

• Тем не менее, язык развивался со структурными изъянами, которые проявляются в том, что, в основном, язык который мы используем, не отражает должным образом структуру мира, который мы воспринимаем.

• Среди ошибок, которые мы допускаем можно выделить:

◦ спутывание слова или символа с тем, что это слово или символ обозначает;

◦ убежденность в том, что значение используемого слова содержится в самом слове, без учёта контекста говорящего;

◦ не учёт множества «оттенков серого» и упрощённый взгляд на вещи, якобы они могут быть лишь чёрными или белыми, верными или неверными, плохими или хорошими, и т.д.;

◦ использование языка с ‘отделением’ того, что в действительности не может быть отделено, например, пространства от времени, разума от тела, мышление от ощущения, и т.д.

• Пересмотр наших языковых привычек помогает нам узнавать больше и быть более сознательными, когда мы говорим и слушаем. Коржибски предложил использовать первые пять экстенсиональных приёмов:

 индексирование – мусульманин(1) не является мусульманином(2); феминист(1) не является феминистом(2). Стоит помнить о различиях в группах и категориях, схожести в которых выходят на первый план.

датирование – Стив(2008) не является Стивом(1968); взгляды-Стива-на-аборты(2008) не являются взглядами-Стива-на-аборты(1988). Стоит помнить о том, что каждый человек и каждая ‘вещь’, которые мы воспринимаем, меняются с течением времени, даже когда эти перемены не очевидны для нас.

кавычки – ‘истина’, ‘реальность’, ‘разум’, ‘элита’. Обособление слов кавычками в качестве предупреждения, что вам известно о возможном недопонимании или неверном толковании, а также, если слово используется иронически, саркастически, и т.д.

дефис – разум-тело, мышление-ощущение. Использование дефисов, чтобы соединить слова, которые мы можем отделить в языке, но не можем разделить в ‘реальном’ мире. Стоит помнить, что мы можем говорить терминами, которые отражают мир неточно.

и т.д. – Наши знания и осознание чего-либо – ограничены. Мы не можем чувствовать, испытывать или говорить обо всём, касаемо чего-либо, поэтому стоит помнить о том, что всегда можно сказать больше.

E-Prime (English Prime) – исключение или снижение использования форм глагола to be (быть, являться - в русском языке данный глагол отсутствует, но подразумевается, например: «Он (есть) способный работник».) В частности, стоит избегать тех употреблений, которые имеют отношение к тождеству (например: «Джон - (есть) либерал».) и к прогнозированию (например: «Эта роза - (есть) красная».) Данные идеи продвигал Дэвид Борланд-мл.

English Minus Absolutisms (EMA) (Английский (или любой другой язык) Минус Абсолютизмы) – исключение или снижение неуместных обобщений или выражений, подразумевающих универсальность или абсолютное отношение. Например: всё, никакой, каждый, совершенно, абсолютно, идеально, несомненно, определённо, полностью. Эти идеи популяризовал Аллен Уокер Рид.

ОСОЗНАННОСТЬ ВОСПРИЯТИЯ

Можно сказать, что мы живём в двух мирах: наш вербальный мир слов (и мыслей, мнений, убеждений, сомнений, и т.д.), и невербальный мир нашего чувственного восприятия. Мы живём на невербальных уровнях, но часто наша вербальная поглощённость препятствует нашему осознанию этих уровней.

В общей семантике нас интересует:

В какой степени мы проецируем наш вербальный мир на наш невербальный опыт восприятия?

Испытываем ли мы то ‘что происходит’ в данный момент, или же мы видим то, что ищем, или слышим то, что ожидаем услышать?

Осознаём ли мы самих себя, свой невербальный опыт и наши ограничения?

• Мы ‘испытываем’ нашу повседневную жизнь на немых, невербальных уровнях; другими словами на физиологическо-неврологическом уровне, отличным от вербальных знаний.

• Наше восприятие мира – относительно и уникально в зависимости от наших индивидуальных сенсорных способностей.

• Наши языковые привычки могут влиять на наше физиологические процессы; мы можем позволить тому, что мы видим, слышим, говорим, и т.д., влиять на наше кровяное давление, частоту сердцебиения и дыхания, и т.д.

• Когда мы лучше осознаём наше невербальное поведение, мы можем практиковать техники, которые позволяют снизить стресс, лучше чувствовать окружающую среду, легче расслабляться, и т.д.

В качестве примера этих положений, посмотрите на изображение слева. На нём видно то, что можно считать «выемками», которые как бы проседают в изображение, и «шишками», которые как бы выходят из него. Сколько «выемок» и сколько «шишек» вы видите?

Изображение справа – это перевёрнутая на 180о версия изображения слева. Сколько «выемок» и сколько «шишек» вы видите с этой ракурса?





Комментариев нет:

Отправить комментарий