Поиск по этому блогу

четверг, 22 июня 2017 г.

Dare to Inquire Глава 11 Картирование опыта / Карты и территории



Карты и территории

Для того чтобы чётко понять экстенсиональное ориентирование, нужно смотреть на наши восприятия, символы, языки, и т.д., как на системы репрезентации или карты. В математике, картирование включает “... установление связей между точками в одной области и точками в другой. Точки во второй области, считаются образами точек первой области”. Поняв используемые принципы связи, мы можем сказать, словами Коржибски, что образы нашей карты в некоторой степени “схожи по структуре” с тем, что картируется.

Карта дорог, покуда она точна и полезна, структурно схожа с территорией, которую она представляет. Карта устанавливает связи с территорией  с настоящими дорогами города или другой местности  и таким образом, позволяет путешественникам ориентироваться. Учитывая вышесказанное, не так сложно посмотреть на наши восприятия, символы и язык, как на карты.

То, что каждый из нас воспринимает, зависит от того, что наши нервные системы фильтруют и отбирают из образов отношений (структуры) происходящего вокруг и внутри нас. Отношения между нервными клетками буквально картируют определённые аспекты этих образов. Основываясь на трудах Хьюлингса Джексона и других, нейробиологи, такие как Джон Олман обнаружили сложные многоуровневые картирования в зрительной коре, сенсорной коре, и т.д., которые соотносятся с областями в поле зрения, областями тела, и т.д. Эти картирования не полностью обусловлены генетически, а обладают некоторой пластичностью, т.е. способностью изменять размер или образ связанности, в зависимости от опыта.

Наши нервные системы, в свою очередь, создают картирования более высокого уровня этих простых сенсорных картирований посредством дополнительных образов отношений между нейронами, которые, в конечном счёте, соотносятся с символами и словами, которыми мы пользуемся. Эти картирования высокого уровня, в свою очередь, связываются с, и могут влиять на картирования низкого-уровня, двигательные процессы, и т.д.

Мир  включая нас  обладает структурой: сложной, динамической и многомерной. Структуры наших перцепционных и концептуальных карт в большей или меньшей степени подходят структуре мира. Чем более схожа структура наших нейронных картирований с миром, тем точнее они подходят. Наши карты становятся эффективнее, дают большую прогнозируемость. Мы в меньшей степени склонны забрести в дремучий лес, и в большей степени  добраться до места назначения.

Структура, как отмечалось выше, предоставляет единственное содержимое знаний. Большая схожесть структуры предоставляет критерий движения в более экстенсиональном направлении. Связывая таким образом эпистемологию с неврологией, Коржибски выдвинул идею “естественной эпистемологии”. Логик Уиллард Куайн, один из студентов Коржибски, позднее ввёл термин и пользовался этим понятием в дальнейшем.

Коржибски сформулировал следующие положения относительно карт. Во-первых, “карта  это не территория”. Наши восприятия, символы, слова, утверждения, и т.д.,  это не то же самое, что они представляют. Во-вторых, “карта покрывает не всю территорию”. Аспекты того, что мы представляем, неизбежно отфильтровываются в процессе картирования, репрезентации, символизации. В-третьих, “карта само-рефлексивна”. Мы можем картировать наши карты, представлять наши представления, символизировать символы, говорить о разговоре, и т.д.

Данные три положения о картировании предоставляют способ, которым можно рассматривать интенсионально- и экстенсионально- ориентированное поведение. Интенсионально, я могу сформулировать словами, что “гомосексуалисты  это нехорошо”, основываясь на моём ограниченном (или отсутствующем) опыте. Если я само-рефлексивно применю эти три положения к данному утверждению, я могу начать экстенсионализовать свои слова и переориентировать их в направлении к фактам.

Прежде всего, я понимаю, что моя карта гомосексуалистов  это не то же самое, что территория гомосексуалистов в целом, или какого-либо одного гомосексуалиста. Во-вторых, в утверждении подразумевается всеобъемлемость, то есть, все гомосексуалисты  это нехорошо. Откуда мне знать? Я их всех встречал и за всеми наблюдал? Может, я не прав? Известно ли мне всё о каком-либо отдельном гомосексуалисте? По мере того как я начал анализировать своё утверждение, я применяю третье положение, делая утверждения о своих утверждениях, размышляя над своим размышлением, и т.д.

Для того чтобы вести себя более экстенсионально, нужно усвоить положения ОС о картировании. Это может показаться простым, но это не всегда легко, так как предрассудки и затасканные убеждения, независимо от того, насколько они ошибочны, часто кажутся безопасными и удобными. Экстенсиональный само-вызов требует определённого желания создать себе неудобства, желания подвергнуть сомнениям свои знакомые карты, которое ведёт к сути того, что я имею ввиду под смелым движением к вопросам.


http://gs-rus.blogspot.com/2017/06/dare-to-inquire-11.htmlhttp://gs-rus.blogspot.com/2017/06/dare-to-inquire-11_26.html



____________


 Шарлот Рид подала следующие идеи:
“Для того чтобы глубже прочувствовать значимость положения о карте-территории, мы можем:
1. Чаще обращать внимание на то, какую роль мы играем в создании наших карт.
2. Улучшить нашу способность делать необходимые пересмотры, когда мы сверяемся с территорией.
3. Осознать, посредством постоянного испытывания, что мы все живём в нашем “как будто бы” мире, и не забывать об этом.
4. Научиться больше ценить мир другого человека и его/её способ его выражать.
5. Когда мы склонны говорить: “Тут ничего нового”, можно сказать: “Это может быть новым опытом, испытанным по-новому сегодня”.
Пожалуй, было бы полезно выразить это положение как: “Территория  это не карта”. Что-нибудь поменяется? Я не знаю.
По мере того как мы движемся к более унифицированным взглядам на нашу вселенную и наше место в ней, возникает множество вопросов. Многопорядковая аналогия карты-территории может продолжать служить полезным проводником, если мы не будем забывать о третьем положении Коржибски: карта само-рефлексивна  картирующий находится на карте  и о том, что положения, как все они, это лишь карты”.
(Sharlotte Read, “Living in an ‘as if’ World: Some Reflections on ‘The Map Is Not the Territory’” с. 75)

Комментариев нет:

Отправить комментарий