Поиск по этому блогу

воскресенье, 2 июля 2017 г.

Dare to Inquire Глава 11 Картирование опыта / Абстрагирование в философии, науке и повседневной жизни


Абстрагирование в философии, науке и повседневной жизни

Абстрагирование, как центральное понятие ОС, резонирует с работой Канта, Шопенгауэра и других философов, которые прежде исследовали эту эпистемологическую территорию. Например, Шопенгауэр, который основывался на работе Канта, похоже, имел ввиду абстрагирование, когда писал:

"‘Мир  это моя идея [Это также переводили как Мир  это моё представление]: это истинно для всего, что живёт и знает, но только человек может привнести это в отражённое, абстрактное сознание. Если он действительно это делает, значит в нём развилось философское благоразумие. Ему становится ясно и определённо, что он знает не солнце и не землю, а лишь око, что видит солнце, и руку, что чувствует землю; что мир, его окружающий, существует лишь как идея [представление]  то есть, только в отношении чего-либо другого, того, кто постигает идею [представляет], то есть, его самого."

Что же тогда делает ОС особенной?

Модель абстрагирования переносит прежнее философское обсуждение об эпистемологии в естественнонаучный контекст, в котором можно продолжать как исследование, так и применение в повседневной жизни. Вот как я перефразировал Шопенгауэра с точки зрения ОС:

"Всё, что я испытываю или знаю о мире состоит из моих абстракций: это истинно, насколько мне известно, для всего, что живёт и знает, но лишь человек может перенести это в отражённое сознание. Если это кому-то действительно известно, то философско-научно-математическое благоразумие развилось. Далее становится ясно и настолько определённо, насколько определённо что-либо ещё, что кто-либо знает не солнце и землю, а результат транзакций глаз-мозга-нервной-системы с солнцем и транзакций руки-мозга-нервной-системы с землёй. Каждый из нас участвует в мире как его неотъемлемая часть. Мир (который включает то, что мы называем “тело”) существует  как каждый из нас его испытывает и знает – только с точки зрения абстракций на разных уровнях. Эти абстракции существуют лишь в отношении чего-либо, того, кто абстрагирует, самого себя."

Понятие абстрагирования предоставляет ключ к тому, почему Коржибски критиковал аристотелианизм в философии, науке и повседневной жизни.


http://gs-rus.blogspot.com/2017/06/dare-to-inquire-11_26.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий