Поиск по этому блогу

суббота, 14 октября 2017 г.

Здравое Мышление для Турбулентных Времён / Часть I / Глава 1 / 10. Ошибки ярлыкования и категоризации



10. Ошибки ярлыкования и категоризации

В чём разница между “борцом за свободу” и “террористом”? Стали ли заключённые в тюрьме Абу-Грейб жертвами “превышения полномочий” или “пыток”? Организации, которые комментируют работу новостных журналистов - это “сторожа информации” или “группы давления”? Не утруждайте себя поиском ответов в словарях. Ответы на эти вопросы зависят от человеческого восприятия.

В общей семантике мы отмечаем, что, строго говоря, слова не “значат”; это делают люди. Физик, Перси Бриджмен, выразил эту мысль так: “Никогда не спрашивайте “Что значит слово X?”, а вместо этого, лучше спросите “Что я имею ввиду, когда говорю слово X?”” У слов нет одного истинного значения. Ведь даже для наиболее используемых пятисот слов в английском языке в Оксфордском Словаре можно найти 14070 значений.

Слова имеют разные значения для разных людей (на этом принципе основано договорное право); слова имеют разные значения в разное время (Например, в 1896 году девять человек в Верховном Суде США сказали, что по конституции должны быть предусмотрены отдельные, но равные помещения для белых и африканцев. В 1954, девять других человек сказали, что на практике, отдельные и равные - это противоположности); слова имеют разные значения в разных контекстах (Например, He beat the drum with a stick” (рус. “Он бил в барабан палкой”), Beats me” (рус. “Понятия не имею”), The reoprter has the mayor on his beat (рус. “Репортёр явно знает, какие вопросы задавать мэру”), He beat Joe at chess (рус. “Он выиграл у Джо в шахматы”).

Мы пользуемся словами, чтобы категоризовать и вешать ярлыки на людей и события. Однако категории, которые мы формулируем не существуют “где-то там”, в “реальном мире”. Они создаются в наших мыслях и выражаются языком. Далее я приведу некоторые наблюдения, связанные с категориями, с точки зрения ОС:

1То, как мы ярлыкуем или категоризуем человека, зависит от наших целей, наших проекций и оценок; человек, однако, не меняется лишь потому, что мы меняем его ярлык или категорию. (Когда я в 1970х преподавал в Нью-йоркских школах, в них учились дети, которых называли “детьми с замедленным умственным развитием”. Этот термин стал считаться ругательным, и его заменили новым - “учащиеся для специального образования”. Если, в какой-то момент, это название сочтут неподходящим, - возможно из-за того, что оно слишком широко применимо в качестве описания - введут новый термин, чтобы обособить “детей, которые, по-видимому, не могут учиться тому, чему, по мнению работников образования, они должны уметь учиться”.)

2Вещи не одинаковы только потому, что на них вешают один и тот же ярлык. Например, Леонардо Да Винчи, Пабло Пикассо, Джексон Поллак и Энди Уорхол - всех этих людей могут считать “художниками”.

3Каждая классификация подсказывает нам что-то о том, как объект (кем-либо) считается схожим с некоторыми другими объектами; и каждая классификация говорит нам что-то о том, как какой-либо объект считается отличным от некоторых других. (Регламент топливной экономики, определённый федеральным правительством на данный момент, классифицирует автомобили с типом кузова SUV как “легкогрузовые”, а не “легковые”. Из-за этой классификации, текущий федеральный регламент не особо строг в отношении экономии топлива для таких автомобилей, в сравнении с другими. Думаю, если бы Ральф Нэйдер [известный активист за защиту окружающей среды] был президентом, автомобили типа SUV классифицировали бы по-другому.)

Категоризации и ярлыкования весьма часто встречается в дискуссионных передачах на радио телевидении. (“Вы так считаете, потому что вы либерал!”, “Стоило ожидать такого высказывания от консерватора!”, “Не удивляюсь, что вы так говорите. Вы же реакционер!”) Такие классификации не помогают лучше разобраться в вопросах политики. Скорее, это показывает, недуг сегодняшней американской политики - “укоренение категорий”. От этого недуга можно успешно избавиться с помощью идей и формулировок общей семантики. И чтобы это произошло, их нужно практиковать.


http://gs-rus.blogspot.com/2017/10/i-1-9.htmlhttp://gs-rus.blogspot.com/2017/10/i-1.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий