Поиск по этому блогу

пятница, 6 октября 2017 г.

Здравое Мышление для Турбулентных Времён / Часть I / Глава 1 / 6. "Бесполезные" и плохо структурированные вопросы



6. Бесполезные и плохо структурированные вопросы

“Полезные” вопросы - это существенная часть научного подхода. На такие вопросы можно ответить, опираясь на систематические наблюдения - их можно проверить. “Какие биологические процессы привели к моему рождению?” - это пример “полезного” вопроса; “Почему я появился на свет?” - пример бесполезного. (Он бесполезен, потому что мы не можем вывести какой-либо обоснованный, относящийся к событию ответ.)
“Бесполезные” вопросы могут привести нас к эмоциональному расстройству. Это демонстрирует история ниже.

Марвин подал документы в три разных колледжа, в которые он очень хотел поступить. Приёмные комиссии его не допустили. Будучи подавленным из-за отказов, Марвин задал себе бесполезный вопрос: “Почему я такой неудачник?”, на который он ответил: “Наверное, я родился под несчастливой звездой”, “Возможно, бог наказывает меня за какие-то поступки”, “Моя мать, наверное, прошла под лестницей, когда была мной беременна”. Размышления над этими “недоказуемыми” ответами привели его к ещё большей подавленности, и к нежеланию прилагать усилия к поиску колледжей, которые допускали студентов со схожими с его оценками.

Если бы Марвин задал себе “полезный” вопрос, например: “Какие колледжи могли принять меня с такими оценками?” и “Где я могу заполнить заявление?”, он бы повысил свои шансы попасть в колледж и двинуться дальше по жизни. Полезные вопросы ориентируют нас к целесообразному действию, нежели к жалости к себе.

Построение вопросов устанавливает терминологию и структуру потенциальных ответов. Например, такой вопрос как: “Каким способом делается ‘x’? может привести к ответу: “X делается следующим способом:...” (в котором подразумевается, что других способов сделать x нет). [прим. В оригинале в вопросе “What is the way to do ‘x’?” перед словом способ привычно употребляется определённый артикль, который подразумевает “тот самый”, “конкретный”, и т.д.] Такой вопрос как: “Я хороший или плохой человек?” может заставить ответить: “Ну конечно же я ты хороший человек” (что предполагает, что на этот “адекватный” вопрос есть только два варианта ответа).

Когда мы были детьми, и учитель на уроках задавал нам вопросы, многие из нас были натасканы на поиск “правильных” ответов. При лучшем подходе к образованию, нас бы учили сначала думать нам самими вопросами.


http://gs-rus.blogspot.com/2017/10/i-1-5.htmlhttp://gs-rus.blogspot.com/2017/10/i-1-6_8.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий