Поиск по этому блогу

среда, 22 ноября 2017 г.

Здравое Мышление для Турбулентных Времён / Часть II / Глава 3 / Творчество с большой буквы "Т"



Творчество с большой буквы "Т"

Михай Чиксентмихайи, психолог, профессор в Университете чикаго и автор бестселлера Flow (Поток), пять лет проводил тщательные интервью с сотней исключительных индивидуумов, для того чтобы понять таинственный процесс, в котором мужчины и женщины открывают новое. Он опубликовал результаты своих исследований в книге Creativity: Flow and the Psychology of Discovery and Invention (Творчество: Поток и Психология Открытий и Изобретений).

Чиксентмихайи выбрал своих кандидатов из-за их значительного вклада в культуру, например, Робертсон Дэйвис и Надин Гордимер в области искусств; Стивен Джей Гулд и Розалин Ялоу в науке; Джон Рид и Роберт Гэлвин в бизнесе. С помощью этих людей автор хотел узнать, какими качествами обладают творческие люди, как разворачивается творческий процесс на протяжении жизни и какие условия способствуют или препятствуют рождению оригинальных идей.

Пользуясь своей хорошо известной "теорией потока" Чиксентмихайи обнаружил, что опрашиваемые находили способы превратить "поток" (оптимальное опытное состояние, в котором человек выполняет подконтрольные, целенаправленные, значимые действия) в постоянный атрибут их жизни, внося при этом вклад в общество. Они стали, как сказал автор, творческими с большой буквы "Т".

Чиксентмихайи также определил два других типа творчества. К первому типу, наиболее распространённому в повседневных беседах, относятся индивидуумы, которые выражают необычные мысли. О таких людях обычно говорят, что они обладают неординарным умом. Собеседника, блистающего умом, с разнообразными интересами и способностями быстро переключать внимание можно, в этом смысле, назвать творческим. Если они не вносили какой-то перспективный вклад, то Чиксентмихайи называл их "гениальными", а не творческими.

Ко второй категории относятся люди, которые испытывают мир новыми и оригинальными способами. У этих индивидуумов свежее восприятие, проницательные суждения; они делают важные, известные только им, открытия. В главе "Enhancing Personal Creativity" ("Развитие личных творческих способностей") Чиксентмихайи называет такие качества "личным творчеством".

Творчество с большой буквы "Т" относится к индивидуумам, которые, как да Винчи, Эдисон и Эйнштейн, изменили наши культуру в каком-то важном отношении. Их достижения принадлежат обществу, и именно в этой группе Чиксентмихайи заинтересован больше всего. Он считает, что творчество на этом уровне можно наблюдать только в системной взаимосвязи трёх основных элементов.

Первый из этих элементов называется "сфера", которая представляет собой набор символических правил и процедур. Науку можно привести в качестве примера сферы, или более узко, например, химию и физику. Сферы, в свою очередь, представляют собой элементы культуры , или символьных знаний определённого общества или человечества в целом.

Второй элемент творчества с большой буквы "Т" называется "область"; она включает всех индивидуумов, которые служат хранителями сферы. Они решают, стоит ли включать новую идею или продукт в сферу. Например, в изобразительном искусстве, область состоит из преподавателей, кураторов музеев, коллекционеров, критиков, администраторов фондов, правительственных агентств, занимающихся культурой, и т.д. В этой области отбираются новые произведеия искусства, которые заслуживают признания, сохранения и памяти.

Третий элемент этой системы творчества - это "индивидуум". Творчество происходит, когда человек, пользуясь символами данной сферы (например, психологии, математики, дизайна или медицины) генерирует новую идею или распознаёт новый образ, а потом это новое явление допускается соответствующей областью к включению в соответствующую сферу. Следующее поколение унаследует эту инновацию, и, если у этого поколения есть творческие способности, они будут изменять её дальше.

В некоторых случаях, творчество может поспособствовать созданию новой сферы. Чиксентмихайи отмечает, что можно считать, что Галилео основал экспериментальную физику, а Фрейд сформировал психоанализ из существующей сферы невропатологии. Он конкретно этого не упоминает, но общую семантику можно считать новой сферой, которую сформировал Альфред Коржибски.*

Чиксентмихайи отмечает, что важно знать, что творческие идеи исчезают, если для них нет воспринимающей аудитории (области), чтобы записывать, применять и принимать их. Например, художника Рафаэля можно назвать творческим человеком, когда сообщество испытывает влияние от его работ и открывает новые возможности в его способах рисовать. Однако, когда область считает его картины заурядными, как это было в некоторые периоды истории, то Рафаэля можно назвать хорошим рисовальщиком, и возможно, даже личностно творческим индивидуумом, но не творческим с большой буквы "Т".

Чиксентмихайи также рассматривает десять пар несовместимых, на первый взгляд, черт характера, которыми можно часто охарактеризовать "творческих особ". Такие люди, по-видимому, способны интегрировать противоположные крайности в каждой черте характера. Как им это удаётся и, что это за черты, мы рассмотрим в следующем параграфе.

http://gs-rus.blogspot.com/2017/11/15_14.htmlhttp://gs-rus.blogspot.com/2017/11/ii-3.html






*В сфере общей семантики было написано более 150 дкоторских диссертаций, выпускается два периодических издания, и было издано множество книг. В этой сфере есть также и область экспертов (редакторов журналов, школьных профессоров, и т.д.), в которой рассматриваются новые вклады в дисциплину. Некоторые считают, что общая семантика не смогла более чётко сформироваться как сфера по причинам спутывания "общей семантики" с "семантикой", интерпретации "не-Аристотелева" как "анти-Аристотелева", непринадлежность к научному сообществу и из-за сложностях в чтении основной работы Коржибски, Науки и Здравомыслия.

Комментариев нет:

Отправить комментарий