Поиск по этому блогу

среда, 24 января 2018 г.

Здравое Мышление для Турбулентных Времён / Часть II / Глава 5 / Умение отличать факты от заключений во избежание поспешных выводов



Умение отличать факты от заключений во избежание поспешных выводов

Для того чтобы более точно оценивать ситуации и не торопиться с выводами о них, важно знать, как отличать факты от заключений. Однако способность это делать, навык, которому придаётся большое значение в общей семантике, не вырабатывался у учащихся легко, потому что они привыкли считать заключения фактами. Это показано в следующем примере.

Восьмиклассница Джейн считала свою одноклассницу Мэри высокомерной, и думала что ей нравилось смеяться над Джейн. Это предположение заставляло Джейн чувствовать обиду на Мэри, и в итоге она накопилась и вылилась в драку в школьной столовой, за которую обеих отстранили от занятий на неделю.

Когда Джейн вернулась в школу, я поговорил с ней о том, что драки в столовых, как правило, ничем хорошим не заканчиваются, и спросил о том, как она пришла к выводу, что Мэри относилась к ней надменно и хотела её оскорбить. Джейн ответила: "Каждый раз, когда я прохожу мимо неё по коридору или на улице и здороваюсь с ней, она меня игнорирует, потому что считает, что она лучше меня. Я не знаю, в чём её проблема, но ей лучше прекратить это делать, особенно перед моими друзьями".

Джейн сказала, что не сделала ничего, чтобы вызвать презрение Мэри, и поэтому я подумал, что в этой ситуации могло происходить что-то другое. Я предложил ей рассмотреть идею, что не-ответ на приветствие не обязательно означает, что кто-то пытается выставить её в негативном свете. Это лишь один из возможных выводов. Для того, чтобы установить это как факт, потребуется собрать дополнительные свидетельства. Джейн согласилась собрать информацию о проблеме с Мэри в качестве задания по общей семантике.

Уже на начальных этапах её исследования, Джейн сделала важное открытие. Она узнала, что родители Мэри недавно развелись и ей было сложно справиться с этой ситуацией. Друзья Мэри рассказали, что Мэри так сильно расстроилась по этому поводу, что даже им казалось, что она начала их игнорировать. Благодаря этим новым знаниям Джейн быстро перешла от обиды к сочувствию, особенно учитывая, что её родители тоже развелись не так давно.

Принятие заключения за факт стоило Джейн недели отстранения от школы и неприятных ощущений, которых можно было избежать. В итоге она сочла, что этот опыт преподал ей ценный урок. Она сказала, что в следующий раз, вместо того чтобы торопиться с заключениями, она последует положениям общей семантики и проведёт необходимое исследование.


http://gs-rus.blogspot.com/2018/01/ii-5.htmlhttp://gs-rus.blogspot.com/2018/03/ii-5.html


Комментариев нет:

Отправить комментарий