Поиск по этому блогу

суббота, 7 апреля 2018 г.

Люди в Затрудниях / Глава 1 Вербальные коконы / Эпоха вопросов


Эпоха вопросов

В свете обсуждения плохо приспособленных людей в контексте их фрустраций, тревог и идеализма, мы можем взглянуть на грани проблем, с которыми все мы сталкивались в той или иной степени. Болезнь ИФД - как мы её обрисовали - не столько недуг индивидуумов, сколько отражение влияния на них семантических сил. И покуда влияние этих сил имеет большой потенциал, каждый из нас в некоторой мере предрасположен к проблемам, которые оно порождает. Можно сказать, что мы легко “подхватываем семантические болячки”.

В связи с этим возникает вопрос, как эти болячки передаются? Какого рода “бациллы” заражают нашу жизнь смятением, фрустрацией и отчаянием? Подсказку к ответу на этот вопрос можно найти в относительной неспособности плохо приспособленных людей вербализовать свои трудности, утвердить свои проблемы и задать свои вопросы таким образом, чтобы на них можно было ответить эффективно и с готовностью. Эта подсказка неким образом указывает на язык. Она указывает на то, что в структуре нашего общего языка присутствуют разрушительные факторы, которые в разной степени негативно влияют на жизненные реакции тех, кто пользуется языком. В значительной степени, структуру нашего общего языка можно описать в контексте Арестотелевых “законов”, о которых мы говорили ранее. Эту проблему в подробностях разобрал Альфред Коржибски в книге Наука и Здравомыслие, и - в более сжатой форме - Сэмюэл Хаякава в книге Язык в Действии.

Если систематически возвращаться к рассмотрению этих вопросов, значимость понимания структуры языка удваивается. Она играет роль в формировании структуры нашей культуры, общества, цивилизации, и т.д. Она также служит одним из основных средств, которыми индивидуум приобретает и свыкается со структурой культуры. Таким образом, изучение структуры языка может помочь лучше понять нашу цивилизацию и её проблемы, и больше узнать о некоем фундаменте жизней индивидуумов. Можно сказать, что человечество сплело огромную сеть, в которую само же угодило, и теперь перед нами стоит задача распутать эту сеть символизма, потому что она ставит судьбу людей под угрозу.

Именно на эти проблемы и их последствия мы стремимся направить общую семантику, и этому посвящена эта книга. Общую семантику, однако, не получится должным образом усвоить и эффективно применять, если не рассматривать её в контексте и в отношении к индивидуальным и социальным проблемам, с которыми с её помощью стоит иметь дело. К ним относятся проблемы личной приспосабливаемости, о которых мы говорили на предыдущих страницах. Идеализм, ведущий к фрустрациям и деморализации, становится чем-то большим, чем неудачной и малопонятной последовательностью событий, когда появляется возможность рассмотреть всё это в отношении к нейролингвистическим закостенелостям и путаницам, на которые общая семантика проливает свет, и которым помогает противодействовать.

Значимость и интерес к общей семантике вполне понятны в силу распространённости и личного характера проблем. Поэтому в дальнейших главах мы вновь - уже более подробно - обсудим проблемы, подобные тем, на которые мы уже обратили внимание.

Более полного понимания можно достигнуть, рассматривая отношение общей семантики к некоторым общим, крупномасштабным тенденциям, которыми можно охарактеризовать современность, и которые в наши дни (1946 г.) стали особенно заметны. Есть что-то во времени, в котором нам пришлось оказаться, что способствует сопротивлению различным влияниям и поисками себя, но не обязательно - совсем не обязательно - упадку сил и цинизму. Что бы мы ни говорили о нашем времени, мы должны - учитывая, что мы себя не обманываем - признать, что живём в эпоху прямых и искренних вопросов. Покуда мы можем оценить степень в которой прежнему поколению не были известны ответы, мы начинаем яснее понимать, насколько это важно - задавать вопросы - и насколько важно разрабатывать техники и методы задавания вопросов, со помощью которых мы сможем получить более великую мудрость из нашего опыта. Именно в систематическом изучении техник задавания вопросов можно разглядеть отличительные качества общей семантики и надежду на освобождение будущего от проблем прошлого, в наших жизнях индивидуально и в общем приключении, которое мы называем цивилизацией.

Комментариев нет:

Отправить комментарий