Поиск по этому блогу

пятница, 6 апреля 2018 г.

Здравое Мышление для Турбулентных Времён / Часть II / Глава 5 / Научный метод


II. Общая семантика и эффективное решение задач

Научный метод

Для решения повседневных проблем общая семантика рекомендует пользоваться научным методом (наблюдения, проверка, оценка). Этот подход - который привёл ко множеству важных и полезных научных открытий - позволяет рассматривать проблемы как вызовы к активным действиям. Пример ниже показывает, как учащийся седьмого класса эффективно применил научный метод.

Сэм ужасно не любил, когда его хоть сколько-нибудь игнорировали собеседники во время разговоров. Из-за этого убеждения он чувствовал себя несчастным каждый раз, когда ему казалось, что кто-то не уделяет внимание тому, что он говорит. Когда Сэм впервые пришёл в группу по общей семантике, многие из его преподавателей говорили мне, что он был склонен к самоизоляции и избегал социального взаимодействия.

Когда я изучил проблему, я узнал, что Сэма игнорировали в разговорах не просто так. Проблема была в том, что он обнаружил, что не всегда умел удерживать внимание всех, с кем разговаривал. Для того чтобы показать Сэму, что несистематическое игнорирование со стороны собеседников - это нормально, и что есть более приемлемые способы иметь дело с этой проблемой, нежели становиться отшельником, я предложил ему провести эксперимент из двух частей.

Для первой части эксперимента, я попросил Сэма две недели понаблюдать за обсуждениями студентов в кафетерии, чтобы оценить в какой степени люди склонны игнорировать друг друга во время разговоров. Сэм согласился этим заняться, и за две недели пронаблюдал множество случаев, в которых учащиеся игнорировали друг друга в беседах. Он смог заключить, что такое поведение не было редкостью. Для второй части эксперимента, я попросил Сэма опросить двадцать пять случайно отобранных учащихся, чтобы ознакомиться с их взглядом на игнорирование во время разговоров. Он получил разные ответы, но большинство из них можно было свести к трём: (1) "Я не тревожусь, если меня игнорируют во время разговора", (2) "Я терпеть не могу когда меня игнорируют", (3) "Нет смысла излишне расстраиваться из-за того, что собеседник меня игнорирует, потому что я не могу контролировать его реакции".

Последний ответ был самым популярным. Это, вместе с наблюдениями в школьном кафетерии, помогло Сэму понять, что необязательно чрезмерно расстраиваться и избегать контакта с людьми, если собеседник не поглощён тем, что человеку есть сказать. Некоторым людям это может не показаться таким уж великим открытием, но для Сэма оно точно было таковым. Это открытие ему помог сделать научный метод.
Учащиеся, применявшие научный метод для решения своих проблем, добивались успеха в большом числе случаев. Возможно, им удавалось их решить, потому что они прибегали к конструктивным действиям, вместо того чтобы просто жаловаться на них. Помимо этого, учащиеся выработали уверенность в своих способностях преодолевать препятствия. Эти положительные результаты говорят о том, что научный метод стоило бы преподавать не только в научных предметах, но и на других занятиях и мероприятиях (например, на школьных консультациях) в качестве эффективной техники решения проблем.

http://gs-rus.blogspot.com/2018/04/ii-5_3.html



Комментариев нет:

Отправить комментарий